Наш Адрес: Россия, г. Москва,
ул. Новослободская, д. 58

(925)376-55-84

 

Rambler's Top100

Читать статью Афоризмы в философских текстах Григория Сковороды

Юлия Дзивалтовский,

Юлия Листровая,

Наталья Вострикова


АФОРИЗМЫ В философских текстов

ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ

Афоризмы всегда привлекали внимание философов. Такой интерес к афоризмов возник, очевидно, потому, что благодаря своей универсальности они соответствуют духу эпохи, одинаково близкими как науке, так и искусству, потому что у них органично взаимодействуют принципы научной деятельности и художественного творчества.

Вот почему нам показалось целесообразным обратиться к этому аспекту в художественном наследии Григория Сковороды.

Как утверждается в "литературоведческих словаре-справочнике", понятие "афоризм" употребляется для обозначения "короткого точного оригинального высказывания, общей глубокой мысли, выраженной в лаконичной форме иногда неожиданно парадоксальной. Афоризм всегда включает в себя большее значение, чем сказано, он никогда не аргументирует, но влияет на сознание выразительной неординарностью суждения »[1, 71 - 72].

Опираясь на исследования Элеоноры Соловей, следует сказать, что по воле многих обстоятельств в украинской поэтической традиции закрепилась повышенная склонность к афористической языка. Так, у древних рукописных сборниках встречаем как образцы книжной поэзии, так и фольклора, особенно малых его жанров. Длительная разработка эпиграмматической формы, стихотворной миниатюры прививала читателям вкус к афористического речевого строя. "Не просто короткие, но и крошечные, двух- или трехрядку, как в" диоптрий "иеромонаха Виталия, стихи, безусловно, даже самим своим видом обещали уже афористичное высказывания:

Ты на слово врагу не сверяйся никогда,

Потому дойдет конца твое життебижне круг.

Средневековая поэзия ... предпочитала вечном перед временным и общем индивидуальному. В практике поэзии новейшего времени отношение к афористического выражения включает всю амплитуду невысказанных, но все же имеющихся оценок. А структурное разнообразие афористического высказывания в современной философской лирике вобрала в себя немало что из богатейшего опыта предыдущих веков "[3, 341].

Что касается афористики в целом, то ее разноплановость и многомерность нашла отражение в нескольких классификациях. В частности, взяв за основу исследования российских ученых М.Т.Федоренка и Л.И.Сокольськои, можно выделить следующие виды афоризмов:

1. По тематике: общественно-политические, этические, философские, педагогические, бытовые, эстетические и др. Каждая из этих групп может включать в себя большое количество конкретных тем.

2. По стилистике афоризмы могут бытовать на основе: определений, парадоксов, стилистических фигур. Среди них чаще всего используются:

антитеза, параллелизм и хиазм. Принимаются также эллипсис, риторический вопрос, риторический оклик, градация, анафора и тому подобное.

Различают также афоризмы вставные, то есть те, которые включаются в любого текста произведения, и отделены, или самостоятельные, которые употребляются в произведениях, составленных из афоризмов.

Наряду с понятием афоризма существует другой - более широкий термин "афористичное высказывания". Если афоризм состоит из одного предложения, то афористичное высказывания чаще всего включает в себя еще и дополнительное сообщение.

Большим мастером афоризмов был Сковорода. В его философских произведениях можно найти немало точных и оригинальных обобщенно образных суждений. Они имеют различную синтаксическую структуру и характеризуются разнообразием идейно-тематического содержания. Учитывая это можно выделить следующие группы афоризмов в произведениях этого писателя философа:

1.Философськи (они характеризуют мироустройство: "Истина есть безначальна" [2, 98], "Природа есть первоначальное всем и самодвижущиеся пружина» [2, 99], "Не найдешь дня без тьмы и света, а года без зимы и тепла. Не найдешь и истину, чтобы из горького и сладкого был смешанным.

Так весь мир состоит. Противоположное противоположном способствует "[2, 100]; раскрывают сущность жизни: "Ни о чем не беспокоиться, ни за что не переживать значит не жить, а быть мертвым, ведь забота - движение души, а жизнь - это движение" [2, 100], "Видно, что жизнь живет тогда, когда мнение наша, любя истину, любит выслеживать, следить ее, и, встретив глаза ее, торжествует и радуется этому незаходимого света »[2, 100]," Правильно использовал время тот, кто познал, чего следует избегать и чего добиваться »[ 2, 100]; пропагандируют идею родственной труда: "Самая дело, когда она без естественности делается, теряет свою честь и стоимость" [2, 112], "Правда, что наука делает совершенной естественность. И когда нет врожденности, что тогда наука может сделать? Наука практика и привычка и есть дочь природы.

Птица может научиться летать - не черепаха »[2, 112]," ... самая низкая должность бывает человеку причиной счастья, когда к ней есть врожденный наклон "[2, 113]," безвкусно блюдо, без глаз взгляд, без руля корабль , без толку речь, без природы дело ... то же, что без размеров строить, без закрою шить ..., а без такта танцевать "[2, 113]).

2.Педагогични: "Долго сам учись, если хочешь учить других» [2, 104], "Лучшая ошибка та, которую допускают при обучении» [2, 119], "..как кто посеет в юности, так пожнет в старости" [2, 120], "Во всех науках и искусствах плодом является верная практика» [2, 122].

3.Етични (акцентируют моральные качества человека: "... не суди лица, суды слово" [2, 102], "Не хвались своей прозорливостью» [2, 103], "Никто не может убить в себе зло, если не поймет сначала, что такое зло, а что добро. а не узнаете своего в себя, как установить и изобрести его в других "[2, 103]," Когда у тебя человеческое сердце - жалеть, а если хочешь - ревнуй и сердись, и избегай вражды и злобной высокомерия с ядовитой насмешкой »[2, 110], содержит размышления о любви:" Любовь никоим образом не может быть вечной и прочной, если рождается тленными вещами, то есть багатст ом "[2, 106]," Все проходит, а любовь никогда, все тебя оставит, кроме любимого, в тебе сущего "[2, 106]," Любовь возникает из любви, когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю "[2, 107]," ... хорошая любовь та, которая является истинной, прочной и вечной »[2107]; дружба:" Всех подарков дружеских милее сам друг том, кто взаимно есть друг "[2, 107] , "Я принадлежу к тем, кто настолько ценит друга, ставит его превыше всего и считает друзей наибольшей украшением жизни» [2, 108], "Ошибки друзей мы должны уметь исправлять или сносить, если они не серьезные" [2, 117] , "Нет ничего опаснее, иж коварный враг, но нет ничего более ядовитого от мнимого друга ... Ни один дьявол никогда не приносит больше, чем такие мнимые друзья »[2, 118].

По стилистическим особенностям афоризмы Сковороды построены на основе использования таких стилистических фигур:

1) антитезы: "Насколько это трудно все то, что ненужное и глупое.

Насколько легкое и сладкое все, что истинное и нужно "[2, 100]," Духовная оружие сильнее телесную »[2, 122];

2) параллелизма: "... как гнилое дерево не склеивается с другим гнилым деревом, так и между недостойными людьми не возникает дружбы" [2, 108], "Без ядра орех ничто, так же как и человек без сердца» [2, 108], "Соловей учит петь детей своих. Родители суть наши лучшие учителя »[2, 118];

3) анафоры: "разве не любовь все объединяет, строит, творит подобно тому, как враждебность разрушает? Разве не мертвой является душа, лишенная истинной любви? »[2, 106]," Кто не имеет нового сердца, поэтому весь мир является старые лохмотья. Когда чья душа тоскует, потому весь мир плачет. У кого сердце мучается и страдает, потому весь год без праздника. Когда чей разум мертв, потому всю жизнь без жизни "[2, 114];

4) хиазма: "Чистое сердце находится в любви, а любовь остается в нем же" [2, 105];

5) градации: "тень тени милый, а ночь темноте дорогая. Близкое к близкому подвержено, а дружба обоих сливает воедино. И сам ты такой, как то, что любишь и постигаешь »[2, 116];

6) риторического вопроса: "... Я люблю тревожиться душой за благополучие друзей, чтобы когда-нибудь испытать также и радости ... Ибо что может быть приятнее, чем любовь друга?» [2, 110], «... кто дождется конца в вичноплинному источнике? »[2, 123];

7) риторического знак: "О книги, лучшие советчики, верные друзья!» [2, 119], "Нет большей муки, как болеть мыслями, мучиться сердцем, мерзнуть душой от холодного скрежету и отчаяния. О, если бы мы этого мороза хотя бы вполовину боялись! »[2, 115].

Перечисленные стилистические фигуры обусловливают образность, оригинальность и эмоциональность афоризмов Сковороды. Однако они служат лишь средством утверждения авторской мысли и не затрудняют восприятие. Писатель не злоупотребляет средствами, его произведения остаются максимально приближенными к народному языку и понятны народу.

Итак, мощный интеллект, оригинальное мировоззрение, внутренняя независимость Сковороды нашли свое выражение в тематически богатой афористици. Автор широко разработал философскую, этическую, педагогическую темы. Будучи лаконичными и отшлифованными, афоризмы поражают вместимостью и глубиной мысли.

При этом следует отметить, что деление на указанные группы весьма условно, так как в каждой из них едва ли не сильнее всего проявляется философский струю. Он вдохновляет собой большинство высказываний и дает возможность глубинного их прочтения.

литература

1 .Литературознавчий словарь-справочник / Р.Т.Громьяк, Ю.И.Ковалив и др. -К.: ВЦ "Академия", 1997.

2. Сковорода Г.С. Басни Харьковские. Афоризмы / Под ред. А.Р. Мазуркевича; Упоряд.и автор предисловия Н.А. Батюк. - М .: Знамя, 1972. - 131 с.

3. Соловей Е.С. Поэтика философской лирики // Соловей Е.С. Украинская философская лирика: Навч.посибник по спецкурсу. - М .: Юниверс, 1998. - 341 с. 4. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Аферистка. - М .: Наука, 1990. - 416 с.


И когда нет врожденности, что тогда наука может сделать?
Разве не мертвой является душа, лишенная истинной любви?
Ибо что может быть приятнее, чем любовь друга?
Кто дождется конца в вичноплинному источнике?